Карта сайта Версия для слабовидящих 16+
ФБУЗ
«Центр гигиенического образования населения»
РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Художественная галерея


(тема застолья, пьянства и алкоголизма в произведениях русских художников в дореволюционный период).

Теме пития, застолья, пьянства и алкоголизма в произведениях русской живописи посвящено немало картин отечественных художников.

На полотнах мастеров живописи  прошлого и позапрошлого веков с беспощадной выразительностью и прямотой показаны сцены бытового пьянства в семьях и домах необъятной России.

Представители жанровой живописи по-разному изображали бытовое пьянство в различных слоях общества.  Так, на картине художника Николая Дмитриевича  Дмитриева-Оренбургского (1837-1898) «Ассамблея при Петре Великом. Потчевание провинившегося гостя кубком «Большого Орла»» отображена очередная забава царя. На картине  хорошо показано сомнение проштрафившегося при взгляде на ковш и его невольный протест жестом рук, как бы взывающего к милости царя, из-за невозможности выпить такую порцию алкоголя... Но взгляд хозяина-царя непреклонен. Взоры всех гостей выражают любопытство и интерес к происходящему.

image001.jpg

На картине Фирса Сергеевича Журавлева(1836-1901)  «Купеческие поминки» показана ситуация, когда выпившие купцы, забыли, зачем собрались, и пустились в пляс. На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли станет пить? Причем поминки в православии – мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом – два попа, не вмешивающихся в происходящее, но хорошо, что хоть сами трезвые. «Эта картина – лучшее и значительное создание Журавлева, опять-таки полное трагизма...» писал выдающийся художественный критик В.В. Стасов.

image003.jpg

В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Ефимович Репин (1844-1930) убедительно представил персонажей отображенного им действа.

Кто усомниться в том, что запорожцы находятся не совсем в трезвом состоянии? Глядя на одухотворённые, возбужденные, раскрасневшиеся лица, горящие в гневе и юморе глаза, насмешки, жесты, нельзя не поверить, что они уже не раз «приложились» к бочкам с вином или самогоном...Сколько экспрессии и чувств вложил в изображение этого победного торжества казаков художник.

image005.jpg

 На картине Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) «Тихонько от жены» изображена фигура испуганного и сосредоточенного пожилого мужчины с подслеповатыми глазами за стеклами очков, который вызывает сочувствие тем, что ему приходится приложиться к вожделенной рюмочке тайком от сварливой, скупой жены, а не сесть с ней за стол и вкусно поесть.

image007.jpg

Мы видим, что тема одна – пьянство, но отношение к ней у художников разное. Некоторые романтизируют употребление алкоголя, другие относятся к проблеме спокойно, третьи – категорически не приемлют пьянство и в своих произведениях решительно осуждают этот порок.                                             

Говоря об актуальности использования сочетания антиалкогольного гигиенического просвещения ,тематического изобразительного искусства со средствами  устной и печатной пропаганды в современной борьбе с пьянством и алкоголизмом, особенно среди школьников, подростков и молодежи, важно привлечь к совместной работе специалистов и фонды местных музеев изобразительного искусства, краеведческих музеев, художественных галерей, библиотек, а также богатейшие возможности Интернет-ресурса.

image031.jpg

Художник Иван Петрович Богданов (1885-1932) картина «Новичок»

 

Если в рассказе А.П. Чехова «Ванька» над отданным в обучение к сапожнику Алехину сиротой все в доме помыкали и издевались, хоть и не из-за пьянства и алкоголизма, то в других домах дети попадали к разгулявшимся и или издевавшимся над ними хозяевами-учителями, применявшими свои методы воспитания и обучения, будучи неисправимыми пьяницами. Как было это и описано в «Детстве» у Максима Горького, когда дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких «дедов Кашириных» по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей  «в люди», то есть фактически в рабство. На картине «Новичок» уже в первые дни учебы заплаканного пацана в подмастерьях у сапожника пьяный хозяин «учит жизни».

image033.jpg

Художник Михаил Емельянович Ватутин (1860-1930) картина «Воспитатель»

 

На картине перед пьяным разнузданным хамом – сапожником стоят на коленях двое подмастерьев или учеников, которым он читает мораль, объясняя за что наказал и как надо себя вести. Судя по всему, он вначале их избил или «надрал уши», так как один из мальчиков потирает ухо, второй стоит с опущенной головой, пряча слёзы. Из-за двери дети хозяина с любопытством, сочувствием или с удовлетворением просматривают очередной урок отца.

image035.jpg

Художник Иван Лаврентьевич Горохов ( 1863-1934 ) картина «Запил»

 

А этот разбушевавшийся пьяница укоряет жену в отсутствии водки или самогона. Жена в гневе сжимает кулаки, закрывая подступы к лавке с малышом, а впереди стоит мальчик-подросток с искаженным от стыда, боли и и ненависти лицом, и тоже со сжатыми кулаками. Через пару лет сын сможет постоять за себя, маму и младших ребятишек. Но пьяному крестьянину плевать на семью.                                           

Ещё один самобытный представитель, в чьем творчестве одной из центральных тем является – кабацкая, - Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883).

В его произведениях читается беспристрастный рассказ о жизни, где самым веселым местом оказывается кабак, а самыми счастливыми людьми – его посетители. Художник не осуждает и не обличает, а спокойно созерцает.

image065.jpg
«Веселье у трактира».
image063.jpg
«Питейный дом».
image067.jpg
«Ночная сцена у кабака».   
image069.jpg
«У трактира «Золотой бережок»».

  Раннее утро. Самое оживленное место в городе – «трактирная паперть» - убогий трактирный рай, двери в который пока закрыты.

image071.jpg

Художник из крестьян Дмитрий Максимович Максимов (1844-1911)- картина  «По примеру старших»

Сынок тайно собирается выпить рюмку, но оглядывается на дверь и чуть не проливает её содержимое, сжимая в другой руке бутылку. Напряжен и испуган...

 

image073.jpg

В ранней картине Василия Григорьевича Перова «Сельский крестный ход на Пасху» художник стремился показать пороки российского общества того времени, где были переплетены религиозные догмы с повседневным бытом, но не глумясь над верой, а лишь показать «мертвую веру» духовенства и народа. Все герои полотна , вероятно, не совсем трезвы. Захмелевший священник с раскрасневшимся лицом едва стоит, опустив глаза вниз. Его накидка небрежно заброшена поверх одежды, и он пытается нетвердым шагом спуститься по ступеням деревянной русской избы. На первом плане крестьянка в ярком платке, тянет слова молитвы. Рядом с ней старичок, в руках он держит перевернутую икону. Вся эта хмельная процессия держит путь в церковь.

 

image075.jpg

В его же более позднем произведении «Последний кабак у заставы» понуро ожидает своего загулявшего спутника жена.

Художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846-1920).

Апофеозом его отношения к алкогольной теме стала картина  «Не пущу!», которая, кажется, подобно женщине, изображенной на картине, сражающейся с мужем-пьяницей, перекрыла пути к романтизации и эстетизации пагубной привычки в русской живописи.

 

image077.jpg

 «Не пущу!»