Карта сайта Версия для слабовидящих 16+
ФБУЗ
«Центр гигиенического образования населения»
РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Художественная галерея


(тема застолья, пьянства и алкоголизма в произведениях

русских художников в дореволюционный период).

 

Теме пития, застолья, пьянства и алкоголизма в произведениях русской живописи посвящено немало картин отечественных художников.

На полотнах мастеров живописи  прошлого и позапрошлого веков с беспощадной выразительностью и прямотой показаны сцены бытового пьянства в семьях и домах необъятной России.

Представители жанровой живописи по-разному изображали бытовое пьянство в различных слоях общества.  Так, на картине художника Николая Дмитриевича  Дмитриева-Оренбургского (1837-1898) «Ассамблея при Петре Великом. Потчевание провинившегося гостя кубком «Большого Орла»» отображена очередная забава царя. На картине  хорошо показано сомнение проштрафившегося при взгляде на ковш и его невольный протест жестом рук, как бы взывающего к милости царя, из-за невозможности выпить такую порцию алкоголя... Но взгляд хозяина-царя непреклонен. Взоры всех гостей выражают любопытство и интерес к происходящему.

image001.jpg

На картине Фирса Сергеевича Журавлева(1836-1901)  «Купеческие поминки» показана ситуация, когда выпившие купцы, забыли, зачем собрались, и пустились в пляс. На заднем плане - пьяные объятья, один со штофом в руке, из горла что ли станет пить? Причем поминки в православии – мероприятие религиозное и трапеза там не главное. Художник тоже намекает на это. За столом – два попа, не вмешивающихся в происходящее, но хорошо, что хоть сами трезвые. «Эта картина – лучшее и значительное создание Журавлева, опять-таки полное трагизма...» писал выдающийся художественный критик В.В. Стасов.

image003.jpg

В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Ефимович Репин (1844-1930) убедительно представил персонажей отображенного им действа.

Кто усомниться в том, что запорожцы находятся не совсем в трезвом состоянии? Глядя на одухотворённые, возбужденные, раскрасневшиеся лица, горящие в гневе и юморе глаза, насмешки, жесты, нельзя не поверить, что они уже не раз «приложились» к бочкам с вином или самогоном...Сколько экспрессии и чувств вложил в изображение этого победного торжества казаков художник.

image005.jpg

 На картине Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) «Тихонько от жены» изображена фигура испуганного и сосредоточенного пожилого мужчины с подслеповатыми глазами за стеклами очков, который вызывает сочувствие тем, что ему приходится приложиться к вожделенной рюмочке тайком от сварливой, скупой жены, а не сесть с ней за стол и вкусно поесть.

image007.jpg

Мы видим, что тема одна – пьянство, но отношение к ней у художников разное. Некоторые романтизируют употребление алкоголя, другие относятся к проблеме спокойно, третьи – категорически не приемлют пьянство и в своих произведениях решительно осуждают этот порок.

Одним из ярких образцов средств борьбы за трезвость того времени явился иллюстрированный альбом «Эхо» (« Пьянство и его последствия») с бытовыми сценами из жизни людей, преданных пьянству. Данный альбом был допущен Комиссией Министерства Народного Просвещения в бесплатные народные читальни и библиотеки, в учительские библиотеки средних учебных заведений.

image009.jpg

Альбом представлял собой сочетание иллюстраций с небольшим текстом, поясняющим причины и тяжелые последствия бытового пьянства. Прекрасные иллюстрации были выполнены художником Александром Болеславовичем Скиргелло.

image011.jpg

 На Парижской Всемирной выставке 1900 года по отделу социальной экономии автор альбома -  известный писатель, издатель, просветитель и неутомимый борец за трезвую жизнь - Дмитрий Гаврилович Булгаковский -был удостоен серебряной медали. Альбом по своему содержанию и эстетике исполнения актуален и по сегодняшний день.

 

      Альбом, который мы представляем Вам, может кому-то показаться наивным. Дело не в этом, а в том, что во все времена находились неравнодушные люди, которые не могли оставаться безучастными к ужасающему пьянству в России и старались в меру своих сил и возможностей изменить эту ситуацию. В числе энергичнейших борцов с пьянством, резко и разумно бичующих этот порок, должен быть отмечен и Д.Г. Булгаковский.                  

      Из наиболее крупных трудов писателя можно назвать: «Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него». (СПб.,1898), «Новая русская хрестоматия с подбором статей о вредном влиянии спиртных напитков на здоровье, материальное благосостояние и нравственность» (СПб.,1901), «Вино на Руси  по памятникам народного творчества литературным и художественным» (СПб,1902).




                                                Вот некоторые страницы из этого альбома.

image015.png
«Пропивание домашних вещей».
image013.jpg
«Пропивание вещей с себя».
image019.jpg
«Убийство жены».  
image017.png
«Ночлег пьяницы».
image023.png
«Тяжелая картина».
image021.jpg
«Возвращение пьяницы домой».
image027.png
«Смерть в больнице от пьянства». 
image025.jpg
«Пьяница – арестант».


image029.jpg «Фабричные и заводские после получки жалованья».

 

Иллюстрации выполнены в графической манере и производят неизгладимое впечатление на людей, знакомящихся с этим альбомом. Они в полной мере ощущают всю нищету быта, весь ужас беспробудного пьянства , испытывают жалость и сострадание к женщинам и детям, вынужденным находиться в этой обстановке.

Сочетание лаконичного простого текста с выразительными иллюстрациями заставляет задуматься о проблеме пьянства в семье и, возможно, изменить стереотип поведения.

Говоря об актуальности использования сочетания антиалкогольного гигиенического просвещения ,тематического изобразительного искусства со средствами  устной и печатной пропаганды в современной борьбе с пьянством и алкоголизмом, особенно среди школьников, подростков и молодежи, важно привлечь к совместной работе специалистов и фонды местных музеев изобразительного искусства, краеведческих музеев, художественных галерей, библиотек, а также богатейшие возможности Интернет-ресурса.

image031.jpg

                                                                   Художник Иван Петрович Богданов (1885-1932) картина «Новичок».

 

Если в рассказе А.П. Чехова «Ванька» над отданным в обучение к сапожнику Алехину сиротой все в доме помыкали и издевались, хоть и не из-за пьянства и алкоголизма, то в других домах дети попадали к разгулявшимся и или издевавшимся над ними хозяевами-учителями, применявшими свои методы воспитания и обучения, будучи неисправимыми пьяницами. Как было это и описано в «Детстве» у Максима Горького, когда дед Каширин издевался над внуком и подмастерьями, пользуясь бесправием последних. И таких «дедов Кашириных» по стране было полно. Нищета заставляла крестьян отдавать детей  «в люди», то есть фактически в рабство. На картине «Новичок» уже в первые дни учебы заплаканного пацана в подмастерьях у сапожника пьяный хозяин «учит жизни».

image033.jpg

                                                                    Художник Михаил Емельянович Ватутин (1860-1930) картина «Воспитатель».

 

На картине перед пьяным разнузданным хамом – сапожником стоят на коленях двое подмастерьев или учеников, которым он читает мораль, объясняя за что наказал и как надо себя вести. Судя по всему, он вначале их избил или «надрал уши», так как один из мальчиков потирает ухо, второй стоит с опущенной головой, пряча слёзы. Из-за двери дети хозяина с любопытством, сочувствием или с удовлетворением просматривают очередной урок отца.

image035.jpg

                                                                       Художник Иван Лаврентьевич Горохов ( 1863-1934 ) картина «Запил».

 

А этот разбушевавшийся пьяница укоряет жену в отсутствии водки или самогона. Жена в гневе сжимает кулаки, закрывая подступы к лавке с малышом, а впереди стоит мальчик-подросток с искаженным от стыда, боли и и ненависти лицом, и тоже со сжатыми кулаками. Через пару лет сын сможет постоять за себя, маму и младших ребятишек. Но пьяному крестьянину плевать на семью.

 

                                                        Отцы и матери собственных детей толкают в бездонную пропасть, приучая к вину.

image039.jpg
«Первая рюмка».  
image037.jpg
«Пей, дурачок!».
image043.png
«Будущая жена и мать».
image041.jpg
«Пьянство на кладбище».
image047.png
«Нарушенная клятва». 
image045.png
«Буйство нижнего чина в трактире».

image049.jpg

«Типы пьяниц»

 Вино кладет своё безобразное клеймо на лицо, тело и душу пьяницы.

 Алкогольное наступление продолжается, в него втягивается молодое поколение. А это уже война, тотально уничтожающая генофонд, будущее нации.


 

image053.jpg
«Проматывание на вино казённых вещей».
image051.jpg
«Лишение нижнего чина нашивок».
image057.jpg
«Потомство алкоголиков».
image055.png
«Галлюцинация пьяницы».
image061.png
«Скорбь и радость в невидимом мире».
image059.jpg
«Самоубийство пьяницы».

Всё это тяжелейшие последствия пьянства и алкоголизма.

 

Ещё один самобытный представитель, в чьем творчестве одной из центральных тем является – кабацкая, - Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883).

В его произведениях читается беспристрастный рассказ о жизни, где самым веселым местом оказывается кабак, а самыми счастливыми людьми – его посетители. Художник не осуждает и не обличает, а спокойно созерцает.

image065.jpg
«Веселье у трактира».
image063.jpg
«Питейный дом».
image067.jpg
«Ночная сцена у кабака».   
image069.jpg
«У трактира «Золотой бережок»».

  Раннее утро. Самое оживленное место в городе – «трактирная паперть» - убогий трактирный рай, двери в который пока закрыты.

image071.jpg

                                                               Художник из крестьян Дмитрий Максимович Максимов (1844-1911)- картина  «По примеру старших».

Сынок тайно собирается выпить рюмку, но оглядывается на дверь и чуть не проливает её содержимое, сжимая в другой руке бутылку. Напряжен и испуган...

 

image073.jpg

В ранней картине Василия Григорьевича Перова «Сельский крестный ход на Пасху» художник стремился показать пороки российского общества того времени, где были переплетены религиозные догмы с повседневным бытом, но не глумясь над верой, а лишь показать «мертвую веру» духовенства и народа. Все герои полотна , вероятно, не совсем трезвы. Захмелевший священник с раскрасневшимся лицом едва стоит, опустив глаза вниз. Его накидка небрежно заброшена поверх одежды, и он пытается нетвердым шагом спуститься по ступеням деревянной русской избы. На первом плане крестьянка в ярком платке, тянет слова молитвы. Рядом с ней старичок, в руках он держит перевернутую икону. Вся эта хмельная процессия держит путь в церковь.

 

image075.jpg

В его же более позднем произведении «Последний кабак у заставы» понуро ожидает своего загулявшего спутника жена.

Художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846-1920).

Апофеозом его отношения к алкогольной теме стала картина  «Не пущу!», которая, кажется, подобно женщине, изображенной на картине, сражающейся с мужем-пьяницей, перекрыла пути к романтизации и эстетизации пагубной привычки в русской живописи.

 

image077.jpg

 «Не пущу!».